Откровенно до беспощадности. Читала и думала, что "чужая душа – потемки" – это иногда к лучшему. Или не иногда. У кого хватило бы мужества не зажмуриваться при виде внезапно выставленных на обозрение глубоких ям, кишащих чудовищами отчаяния, асоциальности, фобий, дурных пристрастий, т. е. регулярно подвергаться испытанию зрелищем внутреннего мира других, прежде скрытого?
Познакомилась я с повестью по двум причинам. Во-первых, не могла пройти мимо произведения с таким сюжетом. Мне давно и прочно интересны истории так или иначе избегающих общества, художественные примеры того, что поводы быть одному многочисленнее и разнообразнее поводов быть со всеми. Но конкретно этой личности старания отдалиться от всех, по-моему, противопоказаны. Человеку без стержня, опоры на самого себя, да еще и выбравшему подобный образ жизни гордое одиночество независимости не светит. Спасибо хоть, не строил из себя непонятого гения, а сознавал свою слабость, трусость, испорченность.
Во-вторых, решила попробовать догадаться, почему ее читал персонаж совсем другого канона, да и в целом могли бы прочесть люди серьезные, рациональные, ничего общего не имеющие с описанным в книге типажом. Не догадалась. Однако вряд ли рационалист (если, конечно, он действительно рационалист, а не притворяется) проникнется сочувствием к персонажу. Скорее он лишний раз поблагодарит собственные жесткие правила, защищающие его от участи "неполноценного".
Кстати, экранизация, пусть и с замечательным ведущим актером, не порадовала слегка альтернативным взглядом на героя. А уж на связь молодого господина со стареющей служанкой навесили такой психологический бантик, что Фрейд плакал бы от восторга!..