Дневник – это календарный гербарий на память о прогулках по жизни.
(В. Кротов)


Давно не останавливала выбор на книгах русскоязычных авторов и по-читательски рада, что, решив как-то это изменить, обратила внимание на собрание дневниковых записей поэтессы Варвары Мирович – очень объемное, но ничуть не затянутое и не нудное. Движение этого маятника не усыпляло, а приглашало прочувствовать ритм облекшихся в слова переживаний и событий непростого пути конкретного человека.
Качнулось в сторону – женщина преклонного возраста "ворошит пепел жизни кочергой мемуариста", извлекая из-под его слоя портреты близких ей и отдалившихся, знаменитых и рядовых, благополучных и обездоленных современников. Картины, выполненные в удивительном ключе: даже если изображен кто-то неизвестный тебе, сделано так, будто вместе с портретисткой ярко и горячо ощущаешь все, что для нее с ним связано. Есть и пейзажи, зарисовки эпохи – не кривозеркальные, не кисти кухонного политолога. По-своему любопытен автопортрет в тонах одиночества: лишенность постоянной жилплощади и заработка, несбывшаяся мечта о семье, не облегченное средствами ни религии, ни эзотерики беспокойство духовных исканий. К чести героини, написан он без уродливых мазков перекладывания ею вины за социальную и женскую неустроенность на окружающих.
В противоположную – там ее же вневременные размышления (дружба, искусство, старость, хорошее и дурное в людях), пересказы снов и критические заметки о творчестве Чехова, Толстого, Достоевского.
Такие маятники конструируют только силой личной высокой внутренней культуры, чуткости, вдумчивости.