Нет ничего проще, чем осудить злодея.
Нет ничего сложнее, чем понять его.
(Ф. Достоевский)
Попросив девушку ассистентку с дружественной нам кафедры психологии посоветовать какую-нибудь необычную, но довольно известную видеоисторию о служителях закона, я получила в ответ это название с ремаркой «поверь, ты не разочаруешься». Чуть позже френдлента окрасилась восторженными упоминаниями о нем же. В результате я окончательно решилась познакомиться с сериалом, о котором слышала уже давно и проходя мимо. Честно признаюсь, после первых же эпизодов мой изначальный скептицизм заметно поубавился. Заодно и стало ясно, чего мне не хватало в прочей кинопродукции схожего жанра – душеведческого компонента, бихевиористской базы: акцент там ставился на том,
кто совершил преступление, а не
почему.
В Criminal Minds же этой важной составляющей предостаточно, ибо в центре сюжета – работа отдела поведенческого анализа. Соответственно, к вопросу «кто?» в данном случае движутся именно через вопрос «почему?».
читать дальшеЗадача профайлеров – изучение личностных характеристик преступника, его мыслей, переживаний и мотивов. Специалисты BAU по крупицам информации собирают психологический портрет злодея – будь то маньяк, чьи низменные желания сублимировались в жажду убивать, или фанатик, прикрывающий религией собственную подлость и агрессию, – пытаются определить причины, толкнувшие его нести смерть и боль. Ведь только проникнув в мысли нарушителя, можно просчитать его шаги и предотвратить появление новых жертв, пока еще не слишком поздно. Деятельность героической команды – это всегда тщательное исследование того, как зло прорастает в конкретном субъекте. Посему они прекрасно знают, где нужно действовать штурмом, а где – вспомнить, что человеческая психика даже в состоянии дисфункции продолжает быть тонким инструментом. Таким образом, получается оригинальное совмещение умственного анализа и оперативной подготовки.
Похвально, что внутри коллектива нет партнерств романтического плана (здесь они бы лишь отвлекли от блестящей основной идеи). Зато есть великолепный дух сплоченности, дружелюбия и семейственности. Великолепный настолько, что невольно закрадывается подозрение об изрядной доле идеализации. А уж если учесть богатый ассортимент странностей и скелетов в шкафу, наличествующих у героев… Тем не менее, зритель будет приятно впечатлен картиной жизни команды. Каждый ее участник – яркая индивидуальность, вносящая свою неповторимую лепту в общее гармоничное сотрудничество.
Агент Гидеон показан воплощением проницательности и мягкой иронии. Ему хорошо удается роль наставника. Не подлежит сомнению, что он психолог по призванию, опытный знаток самых мрачных уголков разума и просто очень мудрый мужчина. Вот только мудрость эта – и профессиональная, и житейская – не дает ответов на все вопросы и не может защитить владельца от тяжелейшего душевного кризиса. Жаль, очень жаль.
Агент Хотчнер знаменит среди коллег своей выправкой жесткого руководителя, никогда (разве что за исключением финала драмы с господином Фойетом) не ослабевающим самоконтролем и внушающей почтение серьезностью и правильностью. Очень ответственный, волевой, безгранично преданный делу человек, готовый отразить любые нападки на команду или эффективность самого метода профилирования. На таких личностях и держится порядок в нашем склонном к хаосу мире.
Агент Росси, несмотря на недюжинное самомнение, выглядит совестливым и целеустремленным, привыкшим доводить начатое до нужного ему завершения. Интересно было наблюдать, как этот сибаритствующий одиночка старой закалки по-своему вписался в рамки групповой работы.
Агент Морган предстает напористым и уверенным в себе человеком. Отвага чисто бойцовского толка, сила в физическом ее проявлении, определенное обаяние и амплуа любимца женщин – вот лишь часть пестрой мозаики качеств, из которой выплавлен его характер. Иногда персонаж весьма порывист, вспыльчив и резок, но в его случае это даже как-то естественно и не выбивается из целостного образа.
Агент Рид ненапрасно в одной из начальных серий назван «экспертом по всему». Неприлично молодой интеллектуал, в любой беседе ловко оперирующий научными терминами и статистическими сводками. Однако в его манере держаться и, пожалуй, в некоторых его взглядах на мир есть какая-то детская угловатость – то, что при всем старании невозможно заретушировать громким титулом доктор. Чудаковатый экземпляр, что и говорить! Аутичный гений – он и в BAU аутичный гений. Неясно, правда, почему волею сценаристов он стал прямо-таки магнитом для разнородных опасностей и передряг.
Агент Прентисс вызывает уважение собственной сконцентрированностью на работе, уравновешенностью, рассудительностью и благородным упрямством. Решимость без горячности и твердость без очерствелости. Примечательно, что эта спокойная и сдержанная душа временами может раскрываться с неожиданных сторон, например, обыграв в карты доктора умника или продемонстрировав мастерство полиглота. Вообще, если б не пара некрасивых моментов ее биографии, был бы эталонный женский персонаж.
Агент Джеро изображена хрупкой миловидной девушкой с колоссальной работоспособностью. Она чудесно справляется с обязанностями координатора группы, одинаково достойно общаясь и с представителями прессы, и с родственниками пострадавших. У нее талант располагать к себе людей своим внутренним светом, женственной деликатностью и умением искренне сопереживать чужой беде.
И конечно же, нельзя не упомянуть мисс Гарсию – эксцентричную барышню из бывших хакеров и самую неформальную натуру в коллективе. Она очень позитивна, разговорчива, непосредственна и неизменно полна энтузиазма привнести радость и веселье как в свою жизнь, так и в жизнь окружающих. Она явно из тех, кто не боится свободно показывать эмоции. А еще у нее потрясающее чувство юмора.
Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что зритель без труда найдет в Criminal Minds оба слагаемых киноуспеха: харизматичных персонажей и захватывающий сюжет. Умная, глубокая и динамичная история о практически идеальной группе психологов запоминается неподражаемой атмосферой. Да хотя бы цитатными эпиграфами – симпатичными философскими штрихами к детективной фабуле каждой серии!
P. S. Также добавлю: очень понравилась нестандартность ряда дел (как минимум четырнадцать меня особенно заинтересовали). Некоторое любопытство вызвали эпизоды, где фигурировали женщины-преступницы (имхо, серьезно впечатляют только две из них).
Продолжительность же сериала поначалу слегка насторожила меня. Сразу вспомнились печальные примеры того, как по вине не сумевших вовремя остановиться авторов годные вещи превращались в затянутую муть. В итоге семь сезонов просмотрены бодро и без нареканий (auf Ehre!), но браться ли за восьмой – меня посетили нешуточные сомнения. Со всех сторон говорили, что там разрослись ненужные сюжетные интриги и превышен допустимый порог графичности жестоких подробностей преступлений. И вот что я думаю сейчас, увидев первые тринадцать серий:
– о жестокостях. С шок-контентом мощно перестарались. В принципе, градус кровавости увеличивался от сезона к сезону, но конкретно в этой части он близок к зашкаливанию. Да пребудет с нами сила проматывания!
– об интригах. Линия с телефонной влюбленностью… Гхм, либо она действительно нецелесообразная мелодрамка, либо я не поняла вложенного в нее великого авторского замысла. Зато сквозной мотив субъекта-фотографа пока заронил осторожный интерес.
А сериал, по-моему, неподдельно прекрасен и актерской игрой, и сюжетом.