Мирный скептик и времяхранитель
И сразу обращают на себя внимание фразы из предисловия переводчика:

"Стало дурной модой, с некоторых пор распространившейся и у нас, «снижать» образ тех, кто по праву занял место среди великих деятелей мировой истории и культуры. Обывателю весьма лестно думать, что он – «не хуже других», а те, одно упоминание о которых, возможно, поднимало в нем мутную волну зависти и недоброжелательства, не лучше его".

Не знаю, как вам, а мне всегда печально видеть, как часть наших современников, интересующихся выдающимися личностями прошлого, оказывается пошляками, жаждущими низкопробных сенсаций. Парадные портреты их раздражают. Им подавай сплетни о том, сколько раз гений напивался до беспамятства, с кем и в каких позах заводил отношения – только так образ гения, по их мнению, становится ближе и человечнее. Эти недалекие "любители истории" судят всех по себе. Их злит даже мысль о том, что и в частной жизни великие могли быть благородны и скромны.
Если же закончить с лирическими отступлениями и пристальнее взглянуть на саму книгу, не вызовет сомнений факт, что она представляет собой уникальный труд – синтез обзора, размышления и увлекательной хроники – вдумчивый рассказ о юной Церкви: ее географии, структуре, доктринах и, конечно, людях. Вера жива верующими. Человеческий фактор и здесь сыграл не последнюю роль. Очень вероятно, учение Христа не окрепло бы в одну из мировых религий, если бы в I – II веках оно не нашло столь многих решительных адептов – образованных и неграмотных, молодых и зрелых, богатых и бедных. Воплощение высоты духа, стойкости, братского чувства! И какую же злобу первохристиане невольно пробуждали у посторонних просто потому, что придерживались строгих нравственных правил (в т. ч. в вопросах семьи и брака), понятных нынче каждому цивилизованному человеку, но бывших не в почете у "просвещенных" язычников!

@музыка: Globus – Sarabande suite

@темы: час прочитанного