Мирный скептик и времяхранитель
"Неможно царю царство без грозы держати!"
Конечно, не история в чистом виде, а лишь режиссерская версия событий XVI века, но версия, по-моему, сама по себе довольно стройная. Кроме того, исторические личности показаны не вовсе уж фантазийно. Зрителю и здесь дают понять, что царица Анастасия – воплощение добродетели, царь религиозен, хотя и безнадежно далек от благочестия, "рыжий пес" Скуратов ради своего хозяина готов на всякое преступление.
Много интересных с постановочной точки зрения моментов, но немало и театральной нарочитости. К примеру, искусственность сцены, где Елена Глинская появляется в кадре с преувеличенно надрывным "ой, умираю! отравили!", ясна любому, пусть в реальности он и не видел чьей-то смерти от яда. Даже если взглянуть на такую театральность с известной снисходительностью и принять за особенность стиля, она не делается менее броской.
И все же есть в фильме что-то, из-за чего пару-тройку часов после финальных титров не отпускает чувство, будто все эти одежды, фразы и жутковато подсвеченные лица действительно принадлежат потревоженным теням прошлого.
P. S. Не стала лучше понимать тех, кто считает это идеалом. Масштабное и стóящее кино? Да. Идеал? Es ist kaum!
Bonny Rain, работа со специфическими выразительными средствами, которыми воздействует на нас именно кинематограф, в этом фильме впечатляет. Браво Эйзенштейну и всем трудившимся на съемочной площадке)